Сайт создан в системе uCoz

РУСТАМ


"Возможно, воин силы Рустама смог бы разбить её..."

Рустам (фарси; восходит к ср.-Иран. Ротастахм, «богатырь»), герой иранского эпоса, богатырь. Образ Рустама принадлежит к систанскому, или сакско-согдийскому, эпическому циклу и отсутствует в «Авесте». В ряде источников Рустам выступает как противник зороастризма. Первое сохранившееся письменное упоминание о Рустаме содержится в согдийском фрагменте 5 в., повествующем о битве Рустама с дэвами. Как Ротастахм Рустам фигурирует в парфянских поэмах «Ядгар Зареран» и «Драхт Асурик», в пехлевийском «Бахман-Яште» (в нём он - борец против арабского нашествия). В «Шахнаме» Рустам - чудесно родившийся сын богатыря Заля и Рудабы, дочери кабульского владыки Мехраба из рода Заххака. Дед Рустама - богатырь из рода Джамшида (сын Гаршаспа-Яерсаслы и внук Исрита-Гркгы) Нариман, прославившийся своими подвигами на службе у Фаридуна. Богатырская мощь Рустама проявляется уже в детстве: он убивает булавой дикого белого слона, выбирает себе могучего коня Рахша. Выросши, Рустам становится главной опорой иранских царей в борьбе против туранцев, возглавляемых Афрасиабом. Рустам возводит на престол первого царя династии Кейянидов Кай Кубада, неоднократно спасает Кай Кавуса. При спасении Кай Кавуса, попавшего во время похода в Мазендеран в плен к Белому дэву, Рустам совершает семь подвигов: убивает дикого льва, дракона-аждарха, чародейку-ведьму, Белого дэва, находит чудесный источник, берёт в плен разбойника Авлада, умерщвляет мазендеранского шаха Аржанг-дэва. Рустам - воспитатель Сиявуша (см. Сиаваршан); мстя за его смерть, Рустам вместе с его сыном Кай Хусроу идёт войной на Афрасиаба, в которой тот погибает (во время боёв с туранцами Рустам убивает чудовищного Акван-дэва). В Самангане Рустам влюбляется в дочь царя - красавицу Тахмину, которая после его отъезда рождает от него сына - богатыря Сухраба, служащего Афрасиабу. Во время похода Сухраба в Иран по воле рока происходит трёхкратный поединок не опознавших друг друга Рустама и Сухраба. В третьем поединке Рустам хитростью одолевает и убивает Сухраба, и лишь после этого узнаёт сына. Также волей рока Рустам вынужден вступить в бой со своим любимым другом Исфандияром. С помощью хитроумного Заля, наученного Симургом, Рустам узнаёт, что глаз - единственное уязвимое место Исфандияра, и пронзает его отравленной стрелой. Невольный убийца сына и друга, Рустам погибает, попав в волчью яму, приготовленную его коварным братом Шагадом. 

КИР ВЕЛИКИЙ

МАСКА СУДЬБЫ

Существует два мифа о Маске Судьбы или Маске Духа (большое спасибо Cokc за предоставленную информацию!!!). Первый миф и летопись почти одно и тоже - считайте почти полное совпадение с историей Маски из Принца. Вторая же легенда гласит:

Суть в том, что древний мудрец, Егельс, попав в рай и прожив там некоторое количество времени, начал замечать с небес, что люди часто делают непростительные ошибки, за которые порой отвечают не только они, а страдают и окружающие. Тогда он сказал миротворцам (Богу), что человек нуждается в помощи. Бог (миротворцы) сказал, что у людей и так есть помощь - ангелы хранители которые по всюду идут со своим подопечным и оберегают его. Но Егельс сказал, что ангелы-хранители защищают от напастей натуры (физических) и вовсе не помогают никому, кроме своего подопечного. Егельс сказал, что кто-то на Земле должен направлять людей, подсказывать им правильный путь. Но Бог сказал, что какой смысл жизни будет у людей, если их всегда будут направлять? Тогда Егельс сказал, что тогда нужно сделать так чтобы человек был сам себе помощник, он должен заслуживать право ЗНАТЬ СВОИ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ГРЕХИ. И тогда Бог создал Маску Бытия. Когда человек погибал и ПОПАДАЛ В РАЙ, то ему давалась эта маска, одев которую он видел нить своей жизни и духовно подсказывал себе (тому, что жил в прошлом), что надо делать, но люди были слабы духом и порой человек из прошлого не слышал предупреждений, хотя бывало и наоборот. Ну а чтобы человек (тот что в раю) не привёл своими подсказками к иному концу самого себя (не попал в будущем вместо рая в ад), он мог увидеть будущее и его последствия. Это надо было для того, что ведь иногда наши ошибки учат нас как поступать правильно. Миф о маске подтверждает существование такого человеческого качества, как ИНТУИЦИЯ!

Древнеперсидский бог смерти и демон обмана и лжи. Он любит уничтожать жизни. Дахаку обычно изображают с тремя головами, Скорпионья и Ящера обвиваются вокруг всего тела.

В древнейшем памятнике иранской культуры «Авеста» описан исполинский дракон Ажи-Дахака:  Трехпастный, шестиглазый, Коварный, криводушный... (Перевод И. Стеблина-Каменского) 

Его жестокость не знала границ, а замыслы были поистине ужасающи. Об этом рассказывает гимн, посвященной древнеиранской богине Ардви — покровительнице вод и плодородия, любви и деторождения: 

      Жертву богатую приносил ей Трехпастный, чудовищный  Ажи-Дахака... Сотню коней отборных пожертвовал, Тысячу лучших быков пожертвовал, Десять тысяч овец пожертвовал. Вот что просил он: 

«О добрая, щедрая, Ардви могучая и непорочная!  Дай, ниспошли мне такую удачу, чтобы всех людей сумел истребить я!»  Не даровала подобной удачи Злому трехпастному Ажи-Дахаке Ардви могучая и непорочная.  (Перевод С. Северцева) 

Наоборот — самого дракона ждала скорая погибель. Вышел на бой с чудовищем могучий герой по имени Трайтаона: 

   И поразил он змея Трехглавого Дахаку. (Перевод И. Стеблина-Каменского) 

      Но память об Ажи-Дахаке осталась не только в «Авесте». В совре-менном таджикском языке дракон называется похоже: Аджахо. А одного из армянских дроконов-вишапов зовут Аждахак — почти так же, как и его древнеиранского предшественника. 

Дахака - имя Змея, дракона (Авест. Ажи-Дахака), трехголового "Змея-Горыныча", в арабизованной форме это имя известно как Заххак, Зохак - в "Шахнаме", злой царь-тиран, из плеч которого выросли змеи, питающиеся человеческими мозгами.

Возвышение Персии

Страна персов долгое время была отдаленной провинцией Ассирии. Она находилась на месте современного Ирана, занимая территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине 6 века до н. э. начался стремительный подъем Персидского государства. В 558 году до н. э. царем Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза - правителя богатейшего царства Лидия.

Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в 7 веке до н. э.. Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. "Богат, как Крез" - так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке. Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе воины. Те дали двусмысленный ответ: "Перейдя реку, ты погубишь великое царство". Так и случилось. Крез решил, что речь идет о Персидском царстве, но погубил свое собственное царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.

При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 г. до н. э. под натиском персов пал Вавилон. Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Владения Персии в результате завоеваний Кира и его сына простирались от Египта до Индии. Завоевывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию ее народов. К титулу персидского царя он присоединил титул правителя покоренной страны.

Гибель Кира Великого

В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твердость и умение властвовать над народами. Однако Киру, победившему многих царей и военачальников, судьба предначертала пасть от руки женщины-воительницы. К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагетов. Ими правила Царица Томирис. Кир сначала предложил ей вступить с ним в брак. Однако гордая царица отвергла предложение Кира. Тогда персидский царь двинул свою многотысячную армию в страну реки Сырдарьи, что в Средней Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска. Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Легкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти 30-летнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.

Величайшая восточная деспотия

В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира. О событиях, последовавших после смерти Кира Великого и о первых годах правления Дария известно из Бехистунской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 м. Она сделана на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Роулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись. При Дарии Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли "страна стран", а ее правителя-"царь царей". Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба. Персидская империя была настоящей восточной деспотией. Для того чтобы лучше управлять огромной империей, Дарий разделил ее территорию на 20 сатрапий. Сатрапия - это провинция, во главе которой стоял назначенный царем управляющий - сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово "сатрап" впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура. Дарий не доверял многим сатрапам, поэтому при каждом из них были тайные доносчики. Этих доносчиков называли "глаза и уши" царя. Они были обязаны доносить царю все о действиях, жизни и замыслах сатрапов. По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов. Дороги были проложены не только между Крупными городами, но достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции. Дарий учредил государственную почту. "Царская" дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались "дарики". В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла.

Столицы персов

Персидская империя имела несколько столиц: древний город Сузы, бывшую столицу Мидии Экбатаны, построенный Киром город Пасаргады. Персидские цари подолгу жили в Вавилоне. Но главной столицей был Персеполь, возведенный Дарием I. Здесь "царь царей" торжественно праздновал встречу персидского нового года, который отмечался в день Зимнего солнцестояния. В Персеполе совершалась коронация. Сюда на несколько недель в году съезжались представители всех провинций, чтобы вручить царю богатые дары.

Персеполь был построен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия "бессмертных". Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. "Бессмертные" вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. Они служили "вечной" охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись. На стенах Персеполя увековечено "шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.

Религия персов

В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1 тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма - "Авеста". Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда. Его враг - дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей. Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох.

Вавилонское столпотворение

Библия рассказывает о построении послепотопными людьми башни в Вавилоне, которая, по предположению строителей, должна была достигнуть неба (Быт. XI, 1-9). По библейскому рассказу и позднейшим иудейским преданиям, виновником предприятия был Нимрод. Основав сильное государство, он возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией, определившей потомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И вот, с этою целью, в знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, обжигались кирпичи и заготовлялась земляная смола, Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало помалу рассеялись по всей земле.

С археологической точки зрения библейский рассказ был предметом многих исследований, имевших целью определить, какая из вавилонских развалин наиболее соответствует признакам Нимродовой башни. Таких развалин около города Гиллы, расположенного на месте древнего Вавилона, несколько. Первый серьезный исследователь вавилонских развалин, Роулинсон, полагал, что остатки вавилонской башни нужно искать в Ниффере, верстах в 140 к юго-востоку от Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как именно и говорится в Библии. Но это мнение, не находящее себе подтверждения в авторитетных свидетельствах древних писателей, оставлено, и теперь мнения исследователей разделяются между двумя другими развалинами, имеющими гораздо более права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этих развалин находится к северу от древнего Вавилона и доселе известна у местных арабов под именем Бабиль, а другая к юго-западу от него, на правом берегу Евфрата, и называется у арабов Бирс-Нимруд, т.е. Башня Нимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на построение этих сооружений пошла невообразимая масса труда и миллионы кирпичей. Особенно величественно из них последнее, и так как арабское название его прямо совпадает с библейским указанием на Нимрода, то большинство исследователей склоняются к отождествлению этой именно развалины с Вавилонской башней. В пользу того же мнения говорит одна клинообразная надпись Навуходоносора, в которой заявляется, что царь, найдя в Борсиппе (пригороде Вавилона) развалины башни семи светил, возобновил ее. В настоящее время БирсНимруд представляет собою обнаженный холм, имеющий 235 футов вышины. На первый взгляд это простой земляной холм, но раскопки показали, что это остаток построенного из кирпича здания. На вершине холма, в виде обветшалого замка, стоит остаток башни, на 40 футов выдающийся над общей массой развалин. По описанию Геродота (I, 181) Бирс-Нимруд (храм Бела) имел в своей основе стадию в ширину и длину (более 600 футов), а по свидетельству Страбона - столько же в высоту. По приблизительному расчету Роулинсона, такая постройка должна была потребовать не менее 35 милл. кирпичей самого большого размера. Об огромности развалин можно судить по тому, что Александр Великий, с целью восстановить здание, в течение двух месяцев употреблял 10000 человек для удаления только мусора, который обрушился с нее в его время.

По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем же языком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственными взаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и в наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга и из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки. Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собою, так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобными сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу. В связи с библейским воззрением находится новозаветное сказание о том, что, когда, с целью распространения христианства, требовалось устранить препятствие, представляемое разноязычием для проповеди различным народам, то апостолам дан был дар языков, т. е. восстановлена была некогда отнятая у людей способность понимать общечеловеческий язык (Деян. II, 2 - 11).

Сказание о вавилонском столпотворении, с сопровождавшими его последствиями, сохранилось и в преданиях других народов - и прежде всего у самих вавилонян. Об этом уже можно было судить по свидетельству двух греческих писателей, черпавших свои сведения о Вавилонии из туземных источников - Полигистора и Абидена, из которых первый передает вавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Но в недавнее время открыты подлинные вавилонские плиты, находящиеся теперь в Британск. музее. Хотя плиты эти сильно повреждены, однако клинопись сохранилась настолько, что можно воспроизвести общий смысл текста. В нем говорится, что Вавилон склонился ко греху, большие и малые в нем приступили к построению какой-то твердыни, но Бог в гневе своем порешил навести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейший успех дела ("Records of the Past", VII, 131 и 132). Отголоски того же предания сохранились у египтян, которые рассеяние народов приписывали возмущению нечестивых людей против богов; у греков, сохранявших предание об аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов, и даже в Новом свете - у мексиканцев и разных индейских племен.

Вавилонская Башня

Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света, однако она – одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона. Её название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. О Вавилонской башне говорится в Книге Бытия, которая складывалась задолго до нашей эры. В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата, на прекрасной, необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди и говорили на одном языке. Жилось им всё лучше и лучше, и это ввело их в гордыню. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассемся по лицу всей земли». Всё выше и выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решил посмотреть, что она собой представляет. Человеческая гордыня привела его в гнев, и он смешал языки. И строители перестали понимать друг друга: побросав груды материала и орудия, которыми пользовались, отказались они от своего дерзкого замысла и рассеялись по всему свету.

Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Любой шумеро-аккадский и ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат – большой ступенчатый или башенный храм со святилищем на вершине, где человек «звёзд небесных касался» и в которое «бог с небес вступал». При раскопках в Вавилоне Р. Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена ещё до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополосара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина её чтобы уходила в поднебесье». Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метров. Высотоа башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого назания – «сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для поломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Цвет глазурованных плиток прекрасно контрастировал с мутно-жёлтыми водами Евфрата, над которыми у южных стен был перекинут каменный мост. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего Вавилона. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел её и, может быть, даже побывал на её вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.

«…В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий . На этой башне стоит вторая, а на ней – ещё башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе… Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё один огромный алтарь – на нём приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празники в честь этого бога. Была ещё в священном участке в то время, о котором идёт речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось её видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить её…».

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела 8 ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, т.е. вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку учёному и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землёй и при раскопках Кольдевей не нашёл от неё никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На её строительство ушло 85 000 000 кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его востонавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука, совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище Мардука. В это святилище народ не имел доступа – здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню – святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстраивали её заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни. И всётаки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от неё только развалины, которые увидел на своём пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить её снова. «Но, – как пишет Страбон, – этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать 10 тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».

Висячие сады Семирамиды

В 90 км от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. Город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. В VII веке до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца – сады, ставшие легендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы Семирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала нашего столетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – просто излишества разыгравшейся поэтической фантазии. Первой способствовала этому сама Семирамида, вернее, её биография. Семирамида (Шаммурамат) – историческая личность, но жизнь её воистину легендарна. Однако, наиболее реалистично её жизнь описывает греческий писатель Афиней из Навкратиса (II в.н.э.). По его словам Семирамида вначале была «незначительной придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя, взявшего её в жёны, дать ей власть всего на пять дней… Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великое пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всех сановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людям воздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так эта решительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершив многие великие деяния. Хотя, кроме известной Шаммурамат, мы знаем ещё нескольких «Семирамид». Об одной из них Геродот писал, что «она жила за пять человеческих веков до другой вавилонской царицы, Нитокрис» (т.е. около 750 г. до н.э.). Другие историки называют Семирамидой Атоссу, дочь и соправительницу царя Белоха, правившего в конце VIII в. до н.э. Однако знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не во времена её царствования, а позже, в честь другой – нелегендарной – женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зелёным холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена.

Свой дворец Навуходоносор построил на искуственно созданной площадке, поднятой на высоту четырёхярусного сооружения. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживалиась мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение – в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом, ещё выше – свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожанными вёдрами, подавая в сады воду из Евфрата. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время персидского господства дворец Навуходоносора пришёл в запустение. В IV веке этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом его пребывания на земле.

Человеком, который раскопал «висячие сады», был немецкий учёный Роберт Кольдевей. Однажды при расопках Вавилона Кольдевей наткнулся на какие-то своды. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холме Каср, скрывавшем руины южной крепости и царского дворца. Он продолжал раскопки, рассчитывая под сводами найти подвал, хотя ему и казалось странным, что подвал оказался бы под крышами соседних зданий. Но никаких боковых стен он не нашёл: лопаты рабочих отрывали только столбы, на которые эти своды опирались. Столбы были каменные, а камень в месопотамской архитектуре был большой редкостью. И наконец Кольдевей обнаружил следы каменного колодца, но колодца со странной трёхступенчатой спиралевидной шахтой. Свод был выложен не только кирпичём, но и камнем. Вдруг Кольдевея осенило! Во всей литературе о Вавилоне содержалось лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне, причём это особенно подчёркивалось: при постройке северной стены района Каср и при постройке «висячих садов» Семирамиды. Он пришёл к убеждению, что найденное сооружение не могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозелёных «висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для тех времён водопроводная система. Но чуда больше не было: висячие сады были уничтожены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью своего воображения.

Вавилонские стены и дарога Мардука

Навуходоносор очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожжённого кирпича. У основания рва я воздвиг высокую крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожжённым кирпичём. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость». 250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности. Евфрат делил его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой – местом пребывания царей. Уже известный нам Роберт Кольдевей во время раскопок Вавилона обнаружил два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лонлон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне? А в начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали ещё и третий пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч киллометров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12 – 15 раз… Вторая стена была из обожжённого кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью в 10 000 000 штук кирпича. Какаво же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха? Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми арнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашёл почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий… И все 19 лет раскопок находки продолжались!

По описаниям древних авторов и по книге Р. Кольдевея «Воскресший Вавилон» теперь уже можно представить город времён Навуходоносора. На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелёными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями – ещё более великолепные и высокие. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром – легендарная Вавилонская башня. И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скреплённых асфальтом. Но ещё больше, чем крепосные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти», или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука». Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона – Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвящённому богу Мардуку. Эта дорога двадцатичетырёхметровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укреплённому сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата – к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину её обрамляли красные кирпичеые полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито чёрным асфальтом. На нижней сороне каждой плиты было выбито клинописью: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу поломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами… О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!». Это была великолепная дорога, но всё же чудом света её делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон её обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне её грозно вышагивали львы с ярко-жёлтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.

Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила всё, даже храм ацтеков в Чичен-ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий поломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире. Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора? Сначала ему бы пришлось преодалеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось… Для таких случаев в Месопотамии использовали ни лодки, а надутые воздухом овечьи бордюки, на которых войны плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.) Допустим, что враг преодалел и первую, и вторую, и третью линии стен. И вот он оказывается у главных ворот, а преодалев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскалённых асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Кроме того, враг оказался бы междустен, наводящих ужас – львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.

И всё-таки Вавилон пал… Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел… Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привелегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дорог.

Хаммурапи

Нравы и законы

К 1800 г. до н. э. Месопотамия превратилась в грандиозный цветущий, заботливо ухоженный сад. Так как старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению торговых центров, таких, как Вавилон. Первые правители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари, причём точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских царей смогла значительно расширить свои владения, но он ещё не достиг уровня союзников.

Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию собственных войск, но используя продуманную систему политических союзов, он смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом Вавилонский царь расправился со своим главным союзником – царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы его владения не распались на отдельные области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские масткрские, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному упадку страны – люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданых, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».

В 1901 – 1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города Сузы, на протяжении многих веков являвшегося столицей государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не попортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии втрой и третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня искусным резщиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб, высотой в 2 м.

На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, исподающих Дорога самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в подчительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными знаками.

Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевёл на французский язык выдающийся учёный В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе зписан тот самый «Кодекс царя Хаммурапи» (либо «Законы царя Хаммурапи»). Фигуры, выгравированные на столбе, изображали самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над всеми своими поддаными. Всего текст состоял из 282 его законов (к настоящиму времени сохранилось только 247). Из этих законов в основном и стало известно о временах правления царя Хаммурапи и о жизни Вавилона. При вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чобы справеливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Но правда ли это? Попробуем воспроизвести события, поисходившие 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука…

У ворот храма на высокой кирпичной площадке стоит кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нём гордо и важно восседает царский судья. По бокам расселись жрецы и старейшины. Друг за другом проходят жалобщики, ответчики и свидетили. Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме растовщика , где отрабатывал долг своего отца: «Растовщик бил моего сына, морил его голодом и заставлял работать по ночям. А мой сын не раб!!! Он вавилонянин родом, а не чужеземец!!! Он только три года должен был провести в доме у растовщика. На четвёртый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вернёт мне сына которому оставался всего год до окончания срока подневольной работы!?»

По законам царя Хаммурапи, не уплатившего долг бедняка или его брали в так называемое «долговое рабство» на три года. Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на нём ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянётся, что сын должника умер от болезни. Судья признаёт богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач по обыкновению пришлёт ему щедрые подарки. Потом приводят бледного старика. Соседи видели, что он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверно, ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетили идут к берегам Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идёт ко дну. Полумёртвого старика извлекают из воды и приговаривают к смертной казни – сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он не был виновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится жертвой невежества и суеверий.

Вообще, к судье могли обратиться только свободные люди – раб считался такой же собственностью, как бык, и убивать своих рабов хозяин мог безнаказанно. Так законы царя Хаммурапи охраняли жизнь и имущество рабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой. Хаммурапи не стал отбирать землю у крестьян, создавая царские поместья. Он воспользовался воспользовался участками, выделяемыми ему, как царю, общинами. Сюда повелитель Вавилона посылал своих людей – войнов и так называемых «мушкену». Мушкену являлись приближёнными царя и получали от него зерно, скот и землю, т.е. всё негобходимое для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену, надо заметить, каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Также Хаммурапи впервые ввёл уплату налогов только серебром, т.е. деньгами, поскольку раньше крестьяне восновном расплачивались натурой: мехами, продуктами и т.д. Это, впрочем, тоже представило много трудностей, так как многие жители продавали мало продуктов. Хаммурапи, однако так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсиулуны, Вавилон потерпел ряд крупных неудач. Но, всё же, Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари других стран – он первый создал законы, пусть несправедливые и лестные (да почти такие же, как и сейчас!), но законы.

Каколукия

Kakolookiyam - раздел "Панчатантры" основанный на мирской мудрости описывающий пути к познанию вселенной.

"ПАНЧАТАНТРА" ("Пятикнижие") - индийская "обрамленная повесть". Создана в IV веке, предположительно, в Кашмире. По своему назначению она относилась к шастрам - поучениям, однако далеко вышла за рамки нравоучительного трактата.

Пять частей "Панчатантры" повествуют о том, как теряют друзей, как приобретают друзей, как воюют, как теряют добытое и как совершают безрассудства. Поучительные истории, которые мудрец Вишну-шарман рассказывает трем царевичам, и составляют сборник.

Эти притчи-рассказы восходят к разным источникам. Одни из них известны из "Махабхараты" (война ворон и сов), другие заимствованы из буддийских джатак (история голубя, зажарившегося для человека), джайнских легенд и т.д. Но большинство историй имеет фольклорное происхождение (сказки о животных и городские анекдоты). Разновременность и разнообразие происхождения вставных сюжетов делают "Панчатантру" весьма пестрой и в идейном отношении: одни повести цинично проповедуют пользу обмана, хитрости, следования собственной выгоде, другие - бескорыстие, самопожертвование, честность и верность. Хлестко бичуется глупость - например, в рассказе о царе, верная обезьяна которого, желая согнать с его лба муху, ударила того мечом. (Через цепь заимствований этот сюжет превратился в "Пустынника и медведя" И.А. Крылова).

Популярность "Панчатантры" была огромной. Ее рассказы вошли во многие индийские произведения (например, в "Океан сказаний" Сомадевы). В VI веке перс Бурзуи переводит ее на пехлевийский язык, привезя вместе с ней из Индии игру в шахматы. В VIII веке Абдаллах ибн аль-Мукаффа перевел книгу Бурзуи на арабский и дополнил ее. Этот сборник получил название "Калила и Димна" (искаженные санскритские имена шакалов Каратака и Даманака - героев первой части "Панчатантры").

"Калила и Димна" была переведена на греческий, а затем на древнерусский ("Описание Сифа Антиоха о зверях, нарицаемых Стефанит и Ихнилат"), В XII в. "Калила и Димна" была переведена на еврейский, а с него - на испанский и латынь под названием "Наставление в человеческой жизни". Сюжеты "Наставления" использовали Боккаччо, Ганс Сакс, Лафонтен, встречаются они в баснях Крылова, "Азбуке" Л.Н.Толстого. Всего известно свыше двухсот обработок "Панчатантры" на более чем шестидесяти языках. С.Ф.Ольденбург писал, что "Панчатантре" было "суждено после Библии стать одною из самых распространенных в мире книг".

Образ Маугли Редьярда Кипплинга и "1000 и одна ночь" тоже родом из Панчатантры.

ЗЕРВАН

В зороастризме - Безграничное Время, или Вечность; одна из двух изначальных сил, упоминаемых в «Авесте», «Ясне» и «Вендидаде». Зерван изображался в виде крылатого бога, обладающего мужскими и женскими половыми признаками.

Культ Зервана как прародителя всех зороастрийских богов (или единственного бога, проявлениями которого являются все остальные) лежит в основе вероучения зерванизма. В среде зерванитов бытовал миф о том, что Зерван одновременно зачал Ормузда и Ахримана и поклялся дать власть над миром тому, кто родится на свет первым. Ормузд угадал мысли Зервана и поделился ими с Ахриманом; тот тут же разорвал чрево своего отца и вышел на свет, назвав себя Ормуздом. В результате Зерван был вынужден сделать его царем мира на 9 тысяч лет. Так в мире воцарилось зло; но по прошествии указанного срока миром будет править Ормузд, который исправит содеянное Ахриманом.

Позднеримская статуя Зервана (или Зона - митраистского божества, тождественного Зервану).

АСТРОЛЯБИЯ
"Странный символ на этой колонне. Интересно, что он означает?"

Именно астролябию и означает этот символ

Астролябия — один из старейших астрономических инструментов, появившийся в Древней Греции. Древнегреческий астроном Гиппарх (ок. 180-190 — 125 до н. э.), по-видимому, создал прообраз астролябии, а Клавдий Птолемей (II век) построил и описал астролабон — угломерный инструмент для определения положения звезд.

Впоследствии его усовершенствовали арабы и стали применять для определения времени, продолжительности дня и ночи, измерения горизонтальных углов на поверхности Земли, для осуществления некоторых математических вычислений и даже для астрологических предсказаний. В период расцвета арабского халифата в IX – XI веках астролябии получили широкое распространение. Ведь для их создания требовались достаточно развитые знания в области математики (проекционной геометрии, расчета сферических небесных координат и др.) и астрономии (определение небесных координат постоянных звезд, расчета движения Солнца и Луны и др.), и именно эти науки интенсивно развивались в арабском мире.

Приблизительно в Х – XI вв. астролябии стали известны в Западной Европе, где вначале использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять по арабским образцам в европейских мастерских. В XVI в. их стали делать на основе собственных расчетов, чтобы применять в европейских широтах.

Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах. Одним из лучших инструментальщиков того времени был фламандский мастер Гуалтерус Арсениус (1530-1580). Его астролябии отличались точностью нанесенных проекций на плоскость небесных координат, шкал и изяществом форм, поэтому испанский король Филипп II и другие знатные особы именно ему заказывали их изготовление. Для многих из них астролябии требовались, прежде всего, как астрологические инструменты, но позднее, благодаря красоте и дороговизне, их ценили наравне с драгоценностями. Именно поэтому одна из них, изготовленная Г. Арсениусом в 1568 г. и принадлежавшая в свое время австрийскому полководцу времен Тридцатилетней войны (1618 – 1648) Альбрехту Валленштейну, появилась в XIX у великой княгини Елены Павловны. Она преподнесла эту астролябию в дар Публичной библиотеке (Российской национальной библиотеке), откуда раритет поступил в Музей М. В. Ломоносова. Ныне известна только 21 созданная Г. Арсениусом астролябия. Единственный в России экземпляр имеется только в Музее М. В. Ломоносова.

Эта астролябия состоит из нескольких изготовленных из латуни частей. Основной является круглая деталь с высоким бортом (ее называли «основой», «матерью» или «тарелкой») с круглым небольшого диаметра отверстием в центре и подвесным кольцом для точной ориентировки прибора относительно горизонта. В эту «тарелку» укладывают три плоских круглых диска — тимпаны, также с отверстиями в их центре, причем верхним укладывается тот, который соответствует широте места наблюдения. Дело в том, что на поверхности каждого из тимпанов нанесены проекции на плоскость линий небесной координатной сетки (стереографическая проекция); небесных меридианов, экватора, полюса мира, ограниченных линией горизонта. Понятно, что положение проекций полюса мира и небесной координатной сетки будет разным для разных широт места наблюдения, поэтому каждый из тимпанов имеет проекцию сетки небесных координат для одной из широт — 51°, 51°15' и 52°. На верхний тимпан накладывается круглая фигурная решетка, имеющая 45 изогнутых стрелок, концы которых указывают расположение 45 наиболее ярких звезд Северного полушария в проекции на плоскость земного экватора. На решетке обозначен также и зодиакальный круг. Всё скрепляется осью, проходящей через центральные отверстия перечисленных деталей. На этой же оси крепится визирная линейка, которую по традиции называют арабским термином «алидада». Верхняя часть основного диска по обе стороны от кольца украшена фигурами Фавна и Фавны, которых в античной мифологии связывали с даром предсказания.

Перевод с современного арабского: "Сим-Сим, откройся"

Ганеша

Гая и Уранус

Кронос и Уранус

Кронос и Реа

Кронос и Зевс

Зевс и Пески Времени

Кали и Песочные Часы